Научная школа «Технология машиностроения»

Брянская научная школа «Технология машиностроения» зародилась в 70-е гг., когда первые аспиранты ее основателя – д.т.н., проф. Рыжова Э.В. – защитили кандидатские диссертации. В своем развитии она прошла путь от технологического обеспечения шероховатости и контактной жесткости до технологического обеспечения и повышения качества поверхностного слоя (показателей шероховатости, волнистости, физико-механических свойств) и эксплуатационных свойств деталей машин и технологической оснастки (контактной жесткости, износостойкости, усталостной прочности, динамической контактной прочности, герметичности, коррозионной стойкости, прочности посадок).

В 1979 г. создатель Брянской научной школы технологов, ректор института Э.В. Рыжов переехал работать в Киев.

Однако работы по технологическому обеспечению качества поверхности и эксплуатационных свойств деталей машин и технологической оснастки в Брянском институте транспортного машиностроения (ныне БГТУ) продолжались и расширялись, что привело к защите докторских диссертаций: «Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств контактирующих деталей машин» (А.Г. Суслов – 1982 г.); «Оптимизация упрочняющих технологий и их реализация с целью существенного повышения износостойкости штампового и деревообрабатывающего инструмента» (Е.А. Памфилов – 1988 г.); «Технологическое обеспечение износостойкости деталей машин нанесением многослойных покрытий» (В.С. Харченков – 1989 г.). Это позволило в 1989 г. вновь создать технологический кандидатский диссертационный совет.

В 1990 г. защищает докторскую диссертацию («Формализация построения и выбора прогрессивных технологий, обеспечивающих требуемое качество изделий») В.И. Аверченков, в 1992 г. – В.П. Федоров («Стабильность технологического обеспечения параметров состояния поверхностного слоя и эксплуатационных свойств деталей машин чистовыми финишными методами обработки»), в 1993 г. – О.А. Горленко («Технологическое обеспечение эксплуатационных показателей деталей машин на основе выбора параметров качества поверхностных слоев и условий отделочно-упрочняющей обработки»), в 1994 г. – В.П. Тихомиров («Прогнозирование эксплуатационных показателей неподвижных и подвижных сопряжений на основе имитационного моделирования процессов контактного взаимодействия твердых тел»).

Это позволило в 1995 г. впервые в Брянске создать докторский диссертационный совет по трем специальностям: «Технология машиностроения», «Трение и износ в машинах», «Подвижной состав железных дорог и тяга поездов».

И уже в этом совете защитили докторские диссертации В.Б. Ильицкий (1995 г.) – «Повышение точности и производительности обработки деталей обеспечением эксплуатационных свойств станочных приспособлений» – и А.В. Тотай (1996 г.) – «Технологическое обеспечение физических свойств поверхностного слоя, износостойкости и усталостной прочности деталей машин». В 2001 г. создается докторский диссертационный совет по четырем научным специальностям: «Технология машиностроения»; «Технология и оборудование механической и физико-технической обработки»; «Трение и износ в машинах»; «Стандартизация и управление качеством». По всем этим специальностям имеется аспирантура, а по технологии машиностроения и докторантура.

В настоящее время Брянская научная школа технологов объединяет 18 докторов и более 100 кандидатов наук всех четырех вузов, НИИ «Изотерм» и ряда промышленных предприятий Брянской области, занимающихся решением проблем качества машин, технологической оснастки и инструментов. Эти работы ведутся по следующим направлениям:

1) инженерия поверхности деталей машин и обеспечение качества изделий на всех стадиях жизненного цикла (д.т.н., проф. Суслов А.Г.);
2) сертификация и управление качеством продукции (д.т.н., проф. Горленко О.А.);
3) повышение качества технологической оснастки (д.т.н., проф. Прокофьев А.Н.; д.т.н., доц. Ерохин В.В.);
4) надежность технологического обеспечения качества поверхности и эксплуатационных свойств деталей машин (д.т.н., проф. Федоров В.П.);
5) технологическое обеспечение качества изделий при автоматизированном проектировании (д.т.н., проф. Аверченков В.И.);
6) технологическое повышение усталостной прочности деталей (д.т.н., проф. Тотай А.В.);
7)  контактное взаимодействие, трение и износ деталей машин (д.т.н., проф. Тихомиров В.П.);
8) инструментальное обеспечение качества поверхностного слоя деталей (д.т.н., проф. Хандожко А.В.);
9) обеспечение качества сложнопрофильного инструмента при его проектировании (к.т.н., проф. Стешков А.Е.);
10) технологическое повышение износостойкости деревообрабатывающего инструмента (д.т.н., проф. Памфилов Е.А.);
11) технологическое повышение долговечности криволинейных поверхностей трения (д.т.н., проф. Горленко А.О.);
12) технологическое повышение износостойкости деталей модификацией поверхностных слоев (д.т.н., проф. Погонышев В.А.);
13) технологическое обеспечение коррозионной стойкости деталей при механической обработке (д.т.н., проф. Федонин О.Н.);
14) технологическое обеспечение долговечности резьбовых соединений (к.т.н., доц. Прокофьев А.Н.);
15) технологическое обеспечение качества поверхностного слоя деталей машин при шлифовании (д.т.н., доц. Бишутин С.Г.);
16) совершенствование производственных технологий (к.т.н. Инютин В.П., к.т.н. Добровольский Г.И.)
17) исследование влияния состояния металлорежущих станков на качество обрабатываемых деталей (к.т.н., доц. Захаров Л.А.)
18) автоматизированное адаптивное управление качеством поверхностного слоя деталей машин (д.т.н., проф. Петрешин Д.И.);
19) технологическое и организационное обеспечение оптимальной долговечности деталей машин и технологической оснастки (д.т.н., доц. Говоров И.В.).

В последние годы проводятся научно-исследовательские работы по накоплению справочного материала по технологическому обеспечению непосредственно эксплуатационных свойств деталей машин, адаптивному управлению параметрами качества обрабатываемых поверхностей при изготовлении, технологическому повышению долговечности криволинейных поверхностей трения.

Разрабатываются нормализованные методы испытаний влияния технологических методов обработки на эксплуатационные свойства деталей. Создаются автоматизированные системы научных исследований инженерии поверхности. Разрабатывается самообучающаяся технологическая система, позволяющая управлять качеством обрабатываемых поверхностей деталей.

Совершенствуются существующие и разрабатываются новые методы обработки, позволяющие повышать качество поверхности и эксплуатационные свойства деталей машин.

По инициативе руководителя школы А.Г. Суслова в 1994г. был организован диссертационный совет по

защите кандидатских и докторских диссертаций, в последующем преобразованный (2000г., 2007г., 2013г.) в межрегиональный совет (совместно с ЮЗГУ, г. Курск, и ВГТУ, г. Воронеж) по защите кандидатских и докторских диссертаций по трем специальностям в области технологии машиностроения:
по 05.02.07 – Технология и оборудование механической и физико-технической обработки (технические науки).
по 05.02.08 – Технология машиностроения (технические науки),
по 05.02.23 – Стандартизация и управление качеством продукции (технические науки).

Ежегодно в аспирантуре по этим специальностям при кафедрах Учебно-научного технологического института вуза обучается от 3 до 10 аспирантов в год.

За годы деятельности школой подготовлено 20 докторов и более 90 кандидатов технических наук. Опубликовано 52 монографии, справочников и энциклопедий, 20 учебников и учебных пособий, 25 сборников научных трудов и более 1700 статей. 14 членов научной школы являются соавторами тома III-3 («Технология изготовления деталей машин») энциклопедии «Машиностроение» и 19 членов – соавторами 2-томного «Справочника технолога-машиностроителя». Организовано и проведено 14 международных научно-технических конференций и 10 научных семинаров.

Все это привело к признанию и широкой известности Брянской научной школы технологов не только у нас в стране, но и за рубежом. Она неоднократно получала президентские гранты для ведущих научных школ РФ.