История формирования научных школ

Брянский государственный технический университет с первых дней своего существования развивался не только как учебный, но и как научный центр. Первая научная школа сложилась в БГТУ (на тот момент – Орджоникидзеградском машиностроительном институте) в 1943г. в области механики, динамики и прочности машин. Впоследствии в институте стали проводиться научно-исследовательские работы, по направлениям: «Динамика и моделирование подвижного состава» (основатель – проф. Камаев А.А.), «Турбиностроение» (основатель – проф. Кириллов А.И.), «Проектирование режущего инструмента» (основатель – проф. Шевченко Н.А.), «Повышение надежности и износостойкости деталей машин технологическими методами и упрочняющей термической обработкой» (основатель – проф. Памфилов А.В.), «Технологическое управление качеством и эксплуатационными свойствами деталей машин» (основатель – проф. Рыжов Э.В.) и др. Практически все отмеченные направления легли в основу тематики деятельности современных коллективов научных школ университета.
Создателями научных школ были ученые, впоследствии получившие мировое признание, в их числе доктор технических наук профессор Л.Н. Никольский – основатель научной школы «Динамика и прочность транспортных машин», выполнивший цикл работ по исследованию фрикционных процессов при нестационарном трении, которые позволили создать научные принципы проектирования амортизирующих устройств. Также Л.Н. Никольский занимался вопросом повышения долговечности и надежности элементов подвижного состава, им был разработан метод оптимизации параметров деталей и узлов машин по минимуму усталостной повреждаемости, позволяющий создавать рациональные с точки зрения веса и размеров конструкции при обеспечении их высокой надежности. В 1971 г. научным коллективом школы были разработаны технические требования на проектирование поглощающих аппаратов вагонов, внедренные на всех вагоностроительных заводах страны.
Важную роль в становлении и развитии этой школы сыграл выдающийся ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР М.Т. Мержанов, который начал свою инженерную деятельность в Тамбовских вагонных мастерских в разгар первой мировой войны.
С 1916 года производственная деятельность М.Т. Мержанова была связана с Брянским паровозо-вагоностроительным заводом (в настоящее время – ЗАО «УК Брянский машиностроительный завод»), а с первых дней основания Бежицкого машиностроительного института (ныне БГТУ) М.Т. Мержанов возглавил единственный в стране вагоностроительный факультет. В 1934 году на заводе под его руководством, как главного инженера по вагоностроению, было освоено производство сварных большегрузных вагонов.
В 1948 году вышел в свет давно задуманный капитальный труд «Производство вагонов». Книга профессора М.Т. Мержанова стала настольной для каждого вагоностроителя.
Профессору М.Т. Мержанову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
Одно из основных направлений работы научной школы – «Строительная механика вагонов» возглавил ведущий ученый в этой области профессор Е.Н. Никольский.  Работая над проблемами прочности кузовов вагонов, Е.Н. Никольский в 1957 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук.
Он автор монографии «Оболочки с вырезами типа вагонных кузовов», получившей признание и широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом. Теоретические методы, разработанные Е.Н. Никольским, по своему значению выходят за рамки вагоностроения и являются существенным вкладом в строительную механику и классическую теорию упругости. Предложенные им прикладные методы расчета вагонных конструкций и в настоящее время используются вагоностроительными заводами при проектировании новых конструкций.
За годы своей научной деятельности Е.Н. Никольский опубликовал более 90 научных работ, в том числе 8 учебников и монографий. Отдельные его работы опубликованы в изданиях АН СССР, а также в зарубежных изданиях.
Деятельность Е.Н. Никольского высоко оценена государством, за заслуги в области науки и высшего образования он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком «За отличные успехи в работе», в 1975 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Его награды насчитывают десять медалей, в том числе медалями «За отвагу» и «За трудовое отличие».
Большой вклад в развитие и становление научной школы внес доктор технических наук, профессор Б.Г. Кеглин. Его научная деятельность посвящена проблемам нагруженности машин, повышения их качества и безотказности работы. Значительны достижения Б.Г. Кеглина в разработке методов оценки параметрической надежности при изучении процессов трения и изнашивания в тяжелонагруженных узлах, в разработке специальных композиционных порошковых материалов для фрикционных устройств транспортных машин.
Под руководством Б.Г. Кеглина был сформирован научный коллектив, занимающийся проектированием и исследованием амортизаторов удара железнодорожного транспорта. В этой области были разработаны основополагающие принципы конструирования высокоэффективных поглощающих аппаратов. В 1988 г. за разработку одного из таких устройств – амортизатора ПМК-110А, который используется на всех типах вагонов, – коллектив был награжден дипломом Всесоюзного конкурса за лучшие работы по повышению надежности машиностроительной продукции и серебряной медалью ВДНХ.
В рамках научной школы получили развитие новые научные направления. Так, профессор, доктор технических наук А.Г. Кузьменко стал основателем научного направления, связанного с созданием теоретических основ проектирования и исследования подшипников скольжения машин, дальнейшее развитие которого нашло продолжение в научных работах доцентов А.В. Яковлева и М.В. Зернина.
В 1978 г. начались работы по научному направлению «Исследование напряженно-деформированного состояния деталей машин с учетом их контактного взаимодействия». В работах принимали участие к.т.н. В.И. Сакало, старший преподаватель Ю.П. Подлеснов, ассистент Г.А. Неклюдова. Ими были разработаны алгоритмы решения широкого круга контактных задач, обладающие универсальностью, базирующиеся на использовании конечно-элементных расчетных схем.
В 1995г. школа получила новый виток развития с созданием научного направления «Компьютерное моделирование динамики механических систем». Основатель направления – доктор физико-математических наук профессор Д.Ю. Погорелов, область научной деятельности которого – компьютерное моделирование динамики систем абсолютно твёрдых и деформируемых систем с большим числом степеней свободы, численные методы формирования и решения дифференциально-алгебраических уравнений движения.
Изначально в состав коллектива вошёл ряд студентов, впоследствии закончивших аспирантуру и защитивших кандидатские диссертации под руководством профессора Д.Ю. Погорелова. В рамках работы научного коллектива получили развитие методы численного моделирования динамики систем тел, был разработан программный комплекс «Универсальный механизм» (УМ) для анализа динамики механических систем в самых разных научно-технических отраслях, таких как железнодорожный, автомобильный и гусеничный транспорт. Комплекс УМ получил признание в отечественном научно-исследовательском сообществе. Например, за последние 20 лет практически весь вновь создаваемый подвижной состав железных дорог в ведущих НИИ России: ВНИИЖТ, ВНИКТИ, Уралвагонзавод, РГУПС и др. рассчитывается с примением комплекса УМ и при активном участии членов коллектива научного направления. Также ведётся практическое научное сотрудничество с такими организациями, как Институт космических исследований, Росатом. Комплекс УМ известен и за пределами России. География пользователей включает европейские, азиатские, американские и австралийские  компании и университеты.
В 2005 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Вычислительная механика» (НИЛ «ВМ») в целях повышения уровня исследований в области компьютерного моделирования динамики механических систем, а также для привлечения профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов университета к выполнению соответствующих научно-исследовательских работ.
Сотрудники лаборатории продолжают работу над разработанным ими программным комплексом «Универсальный механизм», предназначенным для моделирования динамики и кинематики плоских и пространственных механических систем. В настоящее время в лаборатории работают либо с ней активно сотрудничают 5 докторов наук, около 10 кандидатов наук и более 10 студентов и аспирантов, все являются сотрудниками БГТУ. Новые научные результаты, получаемые членами научного коллектива, регулярно публикуются в рецензируемых и индексируемых научных изданиях России и за рубежом, а также обсуждаются на международных конференциях самых разных направлений – Всероссийский съезд по теоретической и прикладной механике, Мехтриботранс, отраслевые конференции по железнодорожной и автомобильной тематике, летние научные школы, европейские конференции, такие как ECCOMAS, Euromech, американские ASME IDETC и другие.
Разработанный программный комплекс применяется как в учебном процессе и для выполнения серьезных научных исследований во многих российских и зарубежных университетах, так и на промышленных предприятиях для выполнения прикладных исследований. Сотрудники лаборатории, кандидаты наук: Р.В. Ковалев, Г.В. Михеев, О.Н. Дмитроченко, В.А. Симонов, В.Н. Языков, А.К. Буйвал, А.В. Сакало и др.
Ученый с мировым именем, доктор технических наук, профессор А.И. Кириллов явился основателем научной школы «Турбостроение» (в настоящее время – «Совершенствование работы и поиск путей повышения экономичности теплоэнергетических установок») (основана в 1951 г.), в которой проводились разработки по двум основным научным направлениям: аэродинамические исследования проточных частей паровых и газовых турбин и интенсификация процессов тепломассообмена в теплообменных аппаратах энергетических установок. Проблеме повышения экономичности и надежности работы основных элементов паро- и газотурбинных установок посвящались исследования по заказам Брянского машиностроительного завода, Калужского турбинного завода, Ленинградского металлического завода, Кировского завода и завода «Экономайзер» (г. Ленинград), Уральского турбомоторного, Харьковского турбогенераторного и др. заводов, а также ЦКТИ им. И.И. Ползунова, ВТИ им. Ф.Э. Дзержинского и др. НИИ. Для выполнения исследований аэродинамики проточной части тепловых турбин в короткие сроки практически с нуля была создана лаборатория турбомашин, по своим показателям практически не уступавшая передовым лабораториям подобного рода в МЭИ, МВТУ им. Н.Э. Баумана, ЛПИ им. М.И. Калинина, ХПИ и др. Научное направление по экспериментальным исследованиям по интенсификации процессов теплообмена в теплообменных аппаратах энергоустановок, разработка и внедрение в практику промышленного использования поверхностей повышенной турбулентности было создано С.С. Берманом.
Значительный вклад в изучение этих и других вопросов внесли доктора технических наук, профессора К.В. Фролов, В.А. Иванов, А.И. Кириллов, В.Т. Буглаев, Б.Д. Билека, А.Д. Межерицкий, А.П. Сопанкевич, Л.М. Дыскин, В.И. Никишин, А.А. Апостолов и др.
Брянская научная школа «Технология машиностроения» зародилась в 70-е гг. XX в. под руководством доктора технических наук профессора Рыжова Э.В. В своем развитии она прошла путь от технологического обеспечения шероховатости и контактной жесткости до технологического обеспечения и повышения качества поверхностного слоя (показателей шероховатости, волнистости, физико-механических свойств) и эксплуатационных свойств деталей машин и технологической оснастки (контактной жесткости, износостойкости, усталостной прочности, динамической контактной прочности, герметичности, коррозионной стойкости, прочности посадок). Большой вклад в развитие и становление научной школы внесли последователи Э.В. Рыжова – А.Г. Суслов, Е.А. Памфилов, В.С. Харченков, В.И. Аверченков, В.П. Федоров, О.А. Горленко, В.П. Тихомиров, В.Б. Ильицкий, А.В. Тотай, О.Н. Федонин, А.В. Хандожко, А.Н. Прокофьев, С.В. Давыдов и др. В настоящее время Брянская научная школа технологов ведет работы по различным направлениям: инженерия поверхности деталей машин и обеспечение качества изделий на всех стадиях жизненного цикла (руководитель – д.т.н., проф. Суслов А.Г.); сертификация и управление качеством продукции (руководитель – д.т.н., проф. Горленко О.А.); надежность технологического обеспечения качества поверхности и эксплуатационных свойств деталей машин (руководитель – д.т.н., проф. Федоров В.П.); технологическое обеспечение качества изделий при автоматизированном проектировании (руководитель – д.т.н., проф. Аверченков В.И.);  инструментальное обеспечение качества поверхностного слоя деталей (руководитель – д.т.н., проф. Хандожко А.В.); технологическое обеспечение коррозионной стойкости деталей при механической обработке (руководитель – д.т.н., проф. Федонин О.Н.); автоматизированное адаптивное управление качеством поверхностного слоя деталей машин (руководитель – д.т.н., проф. Петрешин Д.И.) и др.
В начале 90-х годов в вузе сформировалась научная школа «Исследование новых информационных технологий в области инновационного производства и управления социально-экономическими системами», которая получила свое развитие в связи с расширением научных интересов технологической научной школы.
Основатель школы – В.И. Аверченков, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшей школы, академик МАИ, МАСИ.
В 1987 г. была организована научно-исследовательская лаборатория САПР и создан первый компьютерный класс в институте на базе СМ ЭВМ. В 1992 г. на базе этой лаборатории по решению Министерства образования РФ был создан Областной центр новых информационных технологий, который стал основным координирующим научным и учебно-методическим центром в области информатизации образования Брянской области.
В 2003г. коллективом научной школы была организована новая кафедра «Компьютерные технологии и системы», на которой в период 2003-2012 гг. были открыты 5 новых специальностей в сфере информационных технологий.
Становление научной школы было связано с выполнением ряда госбюджетных и хоздоговорных работ, наиболее значимые из них следующие:
1)Проведение научных исследований по созданию отдельных программ по решению технологических задач: автоматизация проектирования режущих инструментов и технологических процессов их изготовления (1985-1987 гг.).
2)Моделирование процессов технологической наследственности (1987-1990 гг.).
3)Разработка программных комплексов для первых персональных ЭВМ для подготовки инженерных кадров при решении конструкторско-технологических задач (1992-1997 гг.).
4)Создание комплексных САПР-ТП для промышленных предприятий (2002-2005 гг.).
5)Разработка информационных систем в области аудита информационной безопасности (2010-2013 гг.).
6)Автоматизация обеспечения технологичности конструкций изделий в условиях применения интегрированных САПР (CAD/CAM/CAE-систем) (2004-2014 гг.).
7)Исследование и применение технологий 3D-прототипирования для решения научных, образовательных и производственных задач (2013-2014 гг.).
За годы становления и развития научной школы были подготовлены: 2 доктора технических наук, 30 кандидатов технических наук, созданы в университете две новые кафедры, 5 научных и учебных лабораторий, организованы два малых инновационных предприятия, выполнено НИР для промышленных предприятий Брянской области и по государственным научно-техническим программам на сумму более 30 млн. руб., издано более 60 монографий и учебных пособий по рассматриваемой проблеме, проведено более 20 международных и региональных научных конференций.
За последние годы научная школа получила общественное признание, представители научной школы неоднократно награждались медалями и дипломами международных выставок и конференций.
Наиболее значимый вклад в развитие научной школы внесли: профессора: В.В. Мирошников, А.В. Аверченков, В.М. Кожухар; доценты: В.А. Шкаберин, М.Ю. Рытов, Ю.М. Казаков, А.Г. Подвесовский, А.А. Кельнер, Ю.А. Малахов, М.В. Терехов, В.А. Беспалов и др.