Анатолий Алексеевич Камаев. Зав.кафедрой "Локомотивостроение" (1958-1991)

Анатолий Алексеевич Камаев родился 21 мая 1915 г. в г. Омске в семье служащего. После окончания 7-летней школы в 1930 г. учился в фабрично-заводском училище, одновременно работая учеником слесаря. После окончания училища в 1932 году работал слесарем электромастерских Управления Омской железной дороги. В 1933 году комсомольская организация мастерских направила А. Камаева на учёбу в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1938 году после окончания с отличием института молодой специалист был оставлен в вузе для научно-педагогической работы ассистентом кафедры «Паровозное хозяйство»

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году А.А. Камаев направляется в распоряжение Томской железной дороги, где работает старшим инженером по паровозному хозяйству контрольно-инспекторской группы при начальнике Томской железной дороги. За качественное выполнение работы награждён нагрудным знаком «Ударнику сталинского призыва».

Анатолий Алексеевич Камаев родился 21 мая 1915 г. в г. Омске в семье служащего. После окончания 7-летней школы в 1930 г. учился в фабрично-заводском училище, одновременно работая учеником слесаря. После окончания училища в 1932 году работал слесарем электромастерских Управления Омской железной дороги. В 1933 году комсомольская организация мастерских направила А. Камаева на учёбу в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1938 году после окончания с отличием института молодой специалист был оставлен в вузе для научно-педагогической работы ассистентом кафедры «Паровозное хозяйство»

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году А.А. Камаев направляется в распоряжение Томской железной дороги, где работает старшим инженером по паровозному хозяйству контрольно-инспекторской группы при начальнике Томской железной дороги. За качественное выполнение работы награждён нагрудным знаком «Ударнику сталинского призыва».

В 1944 году приказом Министерства путей сообщения А.А. Камаев направляется в Днепропетровский институт железнодорожного транспорта. Работая преподавателем на кафедре «Паровозное хозяйство», он занимался научно-исследовательской работой в области износа паровозных колёс в зависимости от климатических условий и времени года. Молодой учёный пришёл к выводу, что наибольший износ колёс, вопреки традиционному мнению, происходит в зимний период. Полученные результаты легли в основу его кандидатской диссертации на тему «Исследование износа паровозных бандажей в эксплуатации», которую он успешно защитил в 1947 году в Московском электро-механическом институте инженеров железнодорожного транспорта (диплом кандидата наук МТН № 02999 от 4.03.1949).   

В 1948 году А.А. Камаев был избран по конкурсу доцентом Бежицкого института транспортного машиностроения (впоследствии Брянского института транспортного машиностроения), в этом же году он утвержден в ученом звании доцента по кафедре «Паровозостроение». В 1953 году доц. Камаев А.А. стал заведующим кафедрой «Паровозостроение» БИТМа. За короткий период под руководством А.А.Камаева в институте были созданы кабинет и лаборатория паровозостроения, стенды для испытания инжекторов, паровоздушных насосов, смонтирована катковая испытательная станция, представляющая участок железной дороги, по рельсам которого бегал действующий паровоз. Доц. А.А.Камаев читал лекции по дисциплинам «Динамика паровозов», «Тяга паровозов», «Парораспределение паровозных машин». Кафедра оказывала научную помощь паровозостроительным заводам страны.

В 1956 году в связи с прекращением выпуска отечественной промышленностью паровозов была закрыта и специальность «Паровозостроение». В 1958 году в вузе началась подготовка инженеров по специальности «Локомотивостроение», была организована соответствующая выпускающая кафедра, которую возглавил доцент А.А. Камаев (Приказ Главного управления политехнических и машиностроительных вузов МВО СССР от 27.08.1958 г. № 524) и которой он бессменно руководил до 1991 года. Под его непосредственным руководством в кратчайшие сроки был сформирован учебный план специальности, разработаны новые курсы, создана учебно-лабораторная база, организован преподавательский коллектив. На кафедре была создана лаборатория динамического моделирования подвижного состава, в которой под руководством А.А.Камаева начали интенсивно проводиться исследования по новому научному направлению «Моделирование динамики рельсовых экипажей».

В 1959 году А.А. Камаев успешно защитил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В.Н.Образцова докторскую диссертацию на тему «Динамическое моделирование вписывания железнодорожных экипажей в кривые» (диплом доктора наук МТН № 000201 от 4.03.1961). В основу диссертации был положен созданный А.А.Камаевым оригинальный метод физического моделирования движения железнодорожных экипажей в кривых участках пути, который получил высокую оценку ученых и специалистов в области подвижного состава железных дорог. Он был признан принципиально новым направлением в исследовании динамических процессов, возникающих при движении железнодорожных экипажей. Работы А.А. Камаева признаны первыми в истории транспортной механики исследованиями на моделях движения рельсовых экипажей в кривых.

Исследования, выполненные на кафедре «Локомотивостроение» под руководством А.А. Камаева в 1962-1987 гг. методом физического моделирования, оказали неоценимую практическую помощь конструкторам локомотивов в техническом поиске лучших схем и параметров экипажной части локомотивов. За участие в работе по созданию восьмиосного маневрово-вывозного тепловоза ТЭМ7 А.А. Камаев и коллектив кафедры награждены дипломом Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Всесоюзного центрального совета профсоюзов (1978).

В 1962 году А.А. Камаеву присвоено учёное звание профессора по кафедре «Локомотивостроение» (аттестат профессора МПР № 002861 от 27.04.1962). Анатолий Алексеевич разработал и в течение многих лет читал курсы «Динамика локомотивов», «Основы научных исследований», «Основы подобия и моделирования», «Локомотивы (Общий курс)». Под его руководством было создано учебно-методическое обеспечение этих курсов. А.А. Камаев – соавтор учебного пособия «Конструкция, расчёт и проектирование тепловозов» (с грифом Минвуза СССР, 1969) и титульный редактор и соавтор учебника «Конструкция, расчёт и проектирование локомотивов» (М.: Машиностроение, 1981), автор и соавтор 5 учебных пособий по курсу «Динамика локомотивов».

Много и охотно Анатолий Алексеевич занимался со студентами, передавая им свои знания и большой опыт в научно-исследовательской работе. Под его руководством успешно действовали студенческие научно-технические кружки, проводились студенческие научные конференции. Ряд работ студентов отмечен благодарностями, грамотами, премиями, а одна из них награждена серебряной медалью ВДНХ СССР.

Под руководством А.А. Камаева была сформирована научная школа специалистов в области динамики подвижного состава, которая заслужила признание как в СССР, так и за рубежом. В 1964 году профессор А.А. Камаев выступил инициатором развития физико-математических методов в решении транспортных задач механики. За период с 1964 по 1970 год на кафедре «Локомотивостроение» был создан самый крупный среди транспортных вузов страны центр аналоговых вычислительных машин. Существенный вклад внёс А.А. Камаев в подготовку научных кадров. С 1964 по 1985 год им подготовлены 44 кандидата и 2 доктора технических наук.

А.А. Камаев – автор свыше 300 научных трудов, 24 изобретений, под его научной редакцией за период с 1969 по 1990 год опубликованы 14 сборников научных трудов под названиями «Вопросы транспортного машиностроения» и «Динамика подвижного состава», подготовлено 74 отчета по выполненным НИР.

В 1991 г. А.А.Камаев переходит на должность профессора кафедры «Локомотивостроение», в 2000 г. увольняется из института по собственному желанию.

Профессор Камаев А.А. принимал активное участие в общественной жизни вуза, города, области. Избирался членом партбюро факультета, членом парткома вуза, депутатом Бежицкого районного совета депутатов трудящихся (1971 – 1974 гг.), был внештатным инструктором Брянского ГК КПСС, лектором Брянского обкома КПСС. В течение многих лет являлся членом научно-технического совета Брянского машиностроительного завода. А.А.Камаев руководил секцией «Локомотивостроение» Головного совета МВ и ССО РСФСР, секцией транспортного машиностроения Программы САПР МВ и ССО СССР, был членом бригады ЦК КПСС по подготовке к Пленуму ЦК КПСС вопроса «О серьезных недостатках в создании, производстве и эксплуатации мощных магистральных тепловозов». А.А. Камаев в течение 5 лет был членом Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР по присуждению учёных степеней и званий, членом специализированных советов БИТМа и ЛИИЖТа по защите кандидатских и докторских диссертаций.

      За заслуги перед отечеством, большой вклад в развитие народного хозяйства и научно-педагогическую деятельность А.А. Камаев награждён пятью медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», – а также знаками «Ударнику сталинского призыва», «За отличные успехи в области высшего образования СССР», «Победитель социалистического соревнования»(1974, 1978 гг.), «Изобретатель СССР», почётными грамотами Минвуза СССР и РСФСР, Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, президиума Центрального правления НТО «Машпром», Благодарностью Президента Российской Федерации.

Сын Анатолия Алексеевича – Валерий Анатольевич Камаев – доктор технических наук, профессор, окончил БИТМ по специальности «Локомотивостроение», заведовал кафедрой «Высшая математика» БИТМ, позже работал проректором по научной работе и заведующим кафедрой «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» Волгоградского государственного технического университета, заслуженный деятель науки РФ.

Анатолий Алексеевич горячо любил природу, был азартным рыбаком, постоянно участвовал в работе секции рыбаков института.

Профессор Анатолий Алексеевич Камаев скончался 7 мая 2008 года.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Личное дело проф. А.А.Камаева / Архив БГТУ. Личные дела сотрудников, уволенных в 2000 г. – Оп. № 215. – Д. № 6. – Л. 71 – 330.
       2. Трифанков, Ю.Т. Вуз и общество: на пути технического прогресса: монография / Ю.Т.Трифанков, Е.Н.Рафиенко. Под ред. В.И.Попкова. – Брянск: Изд – во БГТУ, 2005. – 258 с. – ISBN 5-89838-155-4.
       3. Ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, профессора Брянского государственного технического университета (1929 – 2004 гг.): справочник / под ред. С.П.Сазонова; сост. С.П.Сазонов, В.Т.Буглаев, М.В.Мельникова; вступ. ст. С.П.Сазонова. – Брянск: БГТУ, 2004. – 52 с. – ISBN 5-89838-128-7.
      4. Конструкция, расчет и проектирование тепловозов: учеб. пособие для вузов / Н.Г.Апанович, В.И.Евенко, Б.В.Иванов, А.А.Камаев; Под ред. А.А.Камаева. – М.: Машиностроение, 1969. – 387 с.
       5. Конструкция, расчет и проектирование локомотивов: учеб. для втузов по спец. «Локомотивостроение» / А.А.Камаев, Н.Г.Апанович, В.А.Камаев [и др.]; Под ред. А.А.Камаева. – М.: Машиностроение, 1981. – 351 с.
       6. Камаев, А.А. Взаимодействие локомотива и пути при движении в кривых участках: учеб. пособие / А.А.Камаев, Г.С.Михальченко. – Брянск: БИТМ, 1987. – 71 с.
       7. Камаев, А.А. Моделирование воздействия подвижного состава на путь: учеб. пособие / А.А.Камаев. – Брянск: БИТМ, 1988. – 79 с.
       8. Камаев, А.А. Конструкторские решения и параметры подвижного состава железных дорог, определяющие уровень сил в кривых / А.А.Камаев. – Брянск: БИТМ, 1989. – 74 с.
       9. Камаев, А.А. Воздействие на путь в кривых многоосных экипажей. Вход в кривые: учеб. пособие / А.А.Камаев. – Брянск: БИТМ, 1990. – 63 с. – ISBN 5-230-05673-8.
       10. Михальченко, Г.С. Жизненный путь и творческое наследие профессора, доктора технических наук А.А.Камаева / Г.С.Михальченко // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2015. - № 2 (46). – С. 5 – 7.
       11. Анатолий Алексеевич Камаев. Жизненный путь и творческое наследие / [Ред. колл.: Г.С.Михальченко (отв. ред.) и др.]. – Брянск: БГТУ, 2005. – 28 с.
       12. Камаева, Н.А. О моих родителях / Н.А.Камаева // Бежица: что было и что запомнилось…: сборник материалов. – Автор проекта, составитель и технический редактор Т.М.Майданова. редакционная коллегия: А.М.Дубровский, Т.М.Майданова, Ю.Е.Никольский. – Брянск, 2016. – С. 169 – 170. – ISBN 978-5-9908104-5-7.