Борис Григорьевич Кеглин. Зав. кафедрой "Динамика и прочность машин" (1983-2005)

Борис Григорьевич Кеглин родился 7 июля 1935 года в г. Харькове, где родители работали преподавателями. После войны в 1947 году отца направили в г. Днепропетровск, в котором Кеглин Б. Г. учился в мужской средней школе № 33. В школе Б.Г.Кеглин увлекся математикой, неоднократно побеждал в областных математических олимпиадах, проводимых Днепропетровским университетом. Был корреспондентом журнала «Математика в школе».

После окончания школы в 1952 году поступил Днепропетровский инженерно-строительный институт на специальность «Строительные машины и оборудование». Во время учебы в вузе продолжал заниматься математикой в секции студенческого научного общества. На старших курсах занимался некоторыми проблемами выносливости деталей машин. В 1957 г. окончил вуз, получив диплом инженера-механика с отличием. Молодой специалист с женой-сокурсницей и полугодовалым сыном направляется на работу в город Брянск.

Трудовую деятельность Б. Г. Кеглин начал мастером механосборочного участка автогрейдерного цеха Бянского завода дорожных машин (1957–1960гг.). С 1958 года одновременно работал преподавателем Брянского вечернего машиностроительного техникума, где проводил занятия по дисциплинам «Машиноведение» и «Автоматизация и механизация в машиностроении». На заводе активно занимался рационализацией; так, благодаря предложенному им решению, вес автогрейдера уменьшился на 40 кг.

В 1960 году поступил в очную аспирантуру Брянского института транспортного машиностроения на кафедру «Детали машин» к профессору Льву Николаевичу Никольскому, выдающемуся ученому в области транспортного машиностроения, автору многих учебников по машиностроению. Б. Г. Кеглин, наряду с научными, решал и производственные задачи, что позволило разработать новые опытные образцы амортизаторов удара автосцепки; предложил внедрить сначала пластмассовые и в дальнейшем металлокерамические материалы, которые нашли широкое применение в производстве. Б. Г. Кеглин впервые предложил метод фиксирования температуры на поверхности контакта трения, а также температурные градиенты, в дальнейшем эти работы вошли в учебники по трению.

После окончания аспирантуры с 1963 г. по 1965 г. Б.Г.Кеглин работал ассистентом кафедры «Детали машин и подъёмно-транспортные машины». После успешной защиты кандидатской диссертации на тему «Исследование методов повышения стабильности работы фрикционных поглощающих аппаратов автосцепки» (диплом кандидата наук МТН № 015851 от 5.05.1965) Б.Г.Кеглин в 1965 года избирается старшим преподавателем, а в 1967 году – доцентом той же кафедры (аттестат доцента МДЦ № 957913 от 11.11.1970).

В 1970 году в Брянском институте транспортного машиностроения на кафедре «Детали машин» под руководством проф. Л. Н. Никольского была начата подготовка инженеров-исследователей по специальности «Динамика и прочность машин». Одним из организаторов этой сложной работы был Б.Г.Кеглин, которому были поручены такие дисциплины, как «Аналитическая динамика», «Теория механических колебаний», «Динамика машин» и др. Им были подготовлены лекционные курсы, организованы лаборатории динамики, трения и износа и вычислительные комплексы для решения самых различных и сложных задач.

Педагогическая работа совмещалась с научно-исследовательской деятельностью в области проблем динамики вагона и поезда, процессов трения во всевозможных фрикционных устройствах. В 1981 году Б. Г. Кеглин выпустил монографию «Параметрическая надежность фрикционных устройств» в издательстве «Машиностроение», которая получила высокую оценку научной трибологической общественности. Все это сопровождалось изобретательской деятельностью в области новых конструкций фрикционных устройств и новых трибологических и, прежде всего, порошковых материалов.

По рекомендации проф. Л. Н. Никольского доцент Б.Г.Кеглин переходит на двухгодичную работу в должности старшего научного сотрудника для завершения докторской диссертации. В 1982 году Б.Г.Кеглин успешно защитил в Ленинградском институте железнодорожного транспорта докторскую диссертацию на тему «Оптимизация межвагонных амортизирующих устройств» (диплом доктора наук ТН № 003465), в 1984 году ему присвоено ученое звание профессора по кафедре «Динамика и прочность машин» (аттестат профессора ПР № 011627 от 28.09.1984).

С 1983 года в связи с уходом из жизни проф. Л. Н. Никольского Борис Григорьевич избирается заведующим кафедрой «Динамика и прочность машин» и работает в этой должности до 2005 года, после чего продолжает работать на кафедре   в должности профессора.

Под руководством проф. Б.Г.Кеглина кафедра продолжала развивать в учебной и научной деятельности традиции, заложенные Л.Н.Никольским. Расширялся лабораторный корпус для учебных и научных разработок в области динамики, прочности, усталости. Большое внимание уделялось развитию вычислительного оборудования; была создана специальная вычислительная лаборатория, которая вначале была при кафедре, а затем стала вычислительным центром института под шефством кафедры.

Много внимания уделялось связи кафедры и студентов с производством, прежде всего с Брянским машиностроительным заводом. Б.Г.Кеглин был одним из организаторов реализации в вузе на базе кафедры с 1987 г. целевой интенсивной подготовки студентов, по которой готовились кадры для различных структур завода по направлениям «Математическое и программное обеспечение инженерных расчетов», «Вагоностроение», «Подъемно-транспортные машины» и др. Система ЦИПС была поддержана Минвузом РСФСР и предприятием. В 1991 г. состоялся первый выпуск инженеров-исследователей по системе ЦИПС. Студенты специальности ДПМ активно привлекались к научно-исследовательской работе кафедры, регулярно участвовали в институтских, республиканских и   всесоюзных студенческих конференциях и конкурсах. За успешное руководство студенческими научными работами проф. Кеглин Б.Г. был награжден дипломом МВ и ССО СССР и ЦК ВЛКСМ. 

Профессор Б.Г.Кеглин с учениками

При кафедре под руководством проф. Б.Г.Кеглина успешно функционировала аспирантура. В период 1984 - 2009 гг.   Б.Г.Кеглин, являясь научным руководителем, подготовил более 20 кандидатов технических наук.  
Важной стороной деятельности проф. Б. Г. Кеглина было создание научно-технической, исследовательской и конструкторской школы, которая стала известна предприятиям и научно-техническим организациям, связанным с железнодорожным транспортом. Кафедра «Динамика и прочность машин» постоянно выполняла задания по планам новой техники Министерства путей сообщения, вела хоздоговорные работы по заказам вагоностроительных заводов, направленные на снижение действующих на подвижной состав нагрузок за счет совершенствования амортизирующих устройств, исследования процессов трения и износа и др. В 1988 году Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР и Минвузом РСФСР была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория по динамике, прочности транспортных машин при кафедре «Динамика и прочность машин» БИТМ, руководителем был назначен проф. Б. Г. Кеглин.      Результатами работы этой школы были разработки новых конструкций узлов вагонов, а также новых материалов.

Проф. Б. Г. Кеглин является автором около 300 научных работ, в том числе 4 монографий, 28 изобретений, восемь из которых были внедрены, 50 отчетов о выполненных НИР по заказам предприятий, министерств и ведомств. Статьи Б.Г.Келина опубликованы в ведущих научно-технических журналах. Монографии Б. Г. Кеглина посвящены расчету и проектированию амортизаторов удара подвижного состава, широко используются инженерами-вагоностроителями. Под редакцией Б.Г.Кеглина регулярно издавались сборники научных трудов «Динамика, прочность и надежность транспортных машин». За разработку и внедрение поглощающего аппарата ПМК-110 Б. Г. Кеглин был награжден серебряной медалью ВДНХ.

В 1998 г. для реализации научных разработок кафедры Б.Г.Кеглин учредил ООО «Научно-производственное предприятие ДИПРОМ». На НПП «ДИПРОМ» при участии инженеров Бежицкого сталелитейного завода на базе аппарата ПМК-110 был создан поглощающий аппарат ПМКП-110, в котором используются полимерные упругие блоки, что позволило значительно повысить энергоемкость аппарата и его надежность. Аппарат ПМКП-110 – первый в мировой практике фрикционный поглощающий аппарат, не требующий предварительной приработки для получения нормативной энергоемкости.   Сегодня эти устройства широко используются в железнодорожном транспорте.    

Б. Г. Кеглин принимал активное участие в общественной жизни. В разные годы он являлся заместителем председателя совета по новой технике и председателем комиссии по внедрению ЭВМ в учебный процесс и НИР при Совете ректоров вузов г. Брянска, членом координационного Совета по динамике и прочности машин и Совета по триботехнике, в течение многих лет был членом специализированных советов по защитам диссертаций: по подвижному составу, динамике и прочности машин, триботехнике, технологии машиностроения и т. п. Б.Г.Кеглин являлся председателем секции городского совета НТО Машпром, председателем   секции   надежности   и   качества Совета по техническим наукам   Брянского научного центра.  

          Изображение второй степени наградыНеотъемлемой частью жизни Бориса Григорьевич был спорт. Он прекрасно играл в теннис, шахматы. Регулярно участвовал в межвузовских соревнованиях, занимая призовые места. Любил отдых на природе. Любимым местом отдыха у Бориса Григорьевича был студенческий лагерь «Сосновка».

         Борис Григорьевич Кеглин был достойным продолжателем лучших традиций российской инженерной школы. Его отличали широкий кругозор, высокея культура общения, интеллигентность. Он пользовался заслуженным авторитетом у студентов, сотрудников вуза, в научных и инженерных кругах не только в России, но и за рубежом.  

         За многолетнюю научно-педагогическую деятельность Борис Григорьевич Кеглин   неоднократно награждался почетными грамотами Минвуза РСФСР, дважды – дипломами Минвуза СССР, почетной грамотой Совета Министров СССР и ВЦСПС, грамотами и благодарностями администрации Брянской области, города Брянска, заносился на доску почета университета. В 2005 г. ему присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования», в 2010 г. – «Почетный железнодорожник ОАО РЖД».

        В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации за заслуги в научной деятельности Б.Г.Кеглину присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации». В 2000 году он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.         

        Борис Григорьевич Кеглин скончался 2 октября 2019 г. в административном округе Берлина Шарлоттенбург – Вильмерсдорф.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Личное дело проф. Б.Г.Кеглина / Отдел кадрового обеспечения ПФУ БГТУ.
2. Трифанков, Ю.Т. Вуз и общество: на пути технического прогресса: монография / Ю.Т.Трифанков, Е.Н.Рафиенко. Под ред. В.И.Попкова. – Брянск: Изд – во БГТУ, 2005. – 258 с. – ISBN 5-89838-155-4.
3. Ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, профессора Брянского государственного технического университета (1929 – 2004 гг.): справочник / под ред. С.П.Сазонова; сост. С.П.Сазонов, В.Т.Буглаев, М.В.Мельникова; вступ. ст. С.П.Сазонова. – Брянск: БГТУ, 2004. – 52 с. – ISBN 5-89838-128-7.
4. Биобиблиографический указатель трудов проф. Б.Г.Кеглина: к 80-летию со дня рождения / сост. Н.В.Кравцова. – Брянск: БГТУ, 2015. – 50 с. – (Серия «Ученые БГТУ»).
5. Кеглин, Б. Г.    О расчете релаксационных колебаний, возникающих при ударе во фрикционный амортизатор / Б. Г. Кеглин // Известия вузов. Серия "Машиностроение". - 1962. - № 4. - С. 117-126.
6. Кеглин, Б. Г.    О расчетной схеме грузового вагона в некоторых задачах продольной динамики / Б. Г. Кеглин // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта . - 1969. - № 3. - С. 16-20.
7. Кеглин, Б. Г.    Синтез оптимального амортизатора удара вагонов / Б. Г. Кеглин // Известия вузов. Машиностроение. - 1981. - № 3. - С. 6-9.
8. Кеглин, Б.Г. Параметрическая надежность фрикционных устройств: монография / Б.Г.Кеглин. – М.: Машиностроение, 1981. – 135 с.
9. Кеглин, Б. Г.    К выбору параметров амортизирующего устройства пассажирского вагона / Б. Г. Кеглин // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. - 1984. - № 1. - С. 37-40.
10. Никольский, Л.Н. Амортизаторы удара подвижного состава: монография / Л.Н.Никольский, Б.Г.Кеглин. – М.: Машиностроение, 1986. – 144 с.
11. Кеглин, Б. Г.    Особенности измерения температуры при нестационарных процессах трения / Б. Г. Кеглин, В. П. Тихомиров
// Трение и износ. - 1990. - Т. 11, № 1. - С. 73-76.
12. Качество машин: справочник: в 2 т. Т. 1 / А.Г.Суслов [и др.]; под общ. ред. А.Г.Суслова. – М.: Машиностроение, 1995. – 256 с.
13. Болдырев, А.П. Расчет и проектирование амортизаторов удара подвижного состава: монография / А.П.Болдырев, Б.Г.Кеглин. – М.: Машиностроение, 2004. – 199 с.
14. Немешаева, Т. … и законы постижения личности / Немешаева Т. //Брянский рабочий. – 2005. – 8 июля.