Брянский государственный технический университет
"Брянский государственный технический университет"!
Борис Григорьевич Кеглин родился 7 июля 1935 года в г. Харькове, где родители работали преподавателями. После войны в 1947 году отца направили в г. Днепропетровск, в котором Кеглин Б. Г. учился в мужской средней школе № 33. В школе Б.Г.Кеглин увлекся математикой, неоднократно побеждал в областных математических олимпиадах, проводимых Днепропетровским университетом. Был корреспондентом журнала «Математика в школе».
После окончания школы в 1952 году поступил Днепропетровский инженерно-строительный институт на специальность «Строительные машины и оборудование». Во время учебы в вузе продолжал заниматься математикой в секции студенческого научного общества. На старших курсах занимался некоторыми проблемами выносливости деталей машин. В 1957 г. окончил вуз, получив диплом инженера-механика с отличием. Молодой специалист с женой-сокурсницей и полугодовалым сыном направляется на работу в город Брянск.
Трудовую деятельность Б. Г. Кеглин начал мастером механосборочного участка автогрейдерного цеха Бянского завода дорожных машин (1957–1960гг.). С 1958 года одновременно работал преподавателем Брянского вечернего машиностроительного техникума, где проводил занятия по дисциплинам «Машиноведение» и «Автоматизация и механизация в машиностроении». На заводе активно занимался рационализацией; так, благодаря предложенному им решению, вес автогрейдера уменьшился на 40 кг.
В 1960 году поступил в очную аспирантуру Брянского института транспортного машиностроения на кафедру «Детали машин» к профессору Льву Николаевичу Никольскому, выдающемуся ученому в области транспортного машиностроения, автору многих учебников по машиностроению. Б. Г. Кеглин, наряду с научными, решал и производственные задачи, что позволило разработать новые опытные образцы амортизаторов удара автосцепки; предложил внедрить сначала пластмассовые и в дальнейшем металлокерамические материалы, которые нашли широкое применение в производстве. Б. Г. Кеглин впервые предложил метод фиксирования температуры на поверхности контакта трения, а также температурные градиенты, в дальнейшем эти работы вошли в учебники по трению.
После окончания аспирантуры с 1963 г. по 1965 г. Б.Г.Кеглин работал ассистентом кафедры «Детали машин и подъёмно-транспортные машины». После успешной защиты кандидатской диссертации на тему «Исследование методов повышения стабильности работы фрикционных поглощающих аппаратов автосцепки» (диплом кандидата наук МТН № 015851 от 5.05.1965) Б.Г.Кеглин в 1965 года избирается старшим преподавателем, а в 1967 году – доцентом той же кафедры (аттестат доцента МДЦ № 957913 от 11.11.1970).
В 1970 году в Брянском институте транспортного машиностроения на кафедре «Детали машин» под руководством проф. Л. Н. Никольского была начата подготовка инженеров-исследователей по специальности «Динамика и прочность машин». Одним из организаторов этой сложной работы был Б.Г.Кеглин, которому были поручены такие дисциплины, как «Аналитическая динамика», «Теория механических колебаний», «Динамика машин» и др. Им были подготовлены лекционные курсы, организованы лаборатории динамики, трения и износа и вычислительные комплексы для решения самых различных и сложных задач.
Педагогическая работа совмещалась с научно-исследовательской деятельностью в области проблем динамики вагона и поезда, процессов трения во всевозможных фрикционных устройствах. В 1981 году Б. Г. Кеглин выпустил монографию «Параметрическая надежность фрикционных устройств» в издательстве «Машиностроение», которая получила высокую оценку научной трибологической общественности. Все это сопровождалось изобретательской деятельностью в области новых конструкций фрикционных устройств и новых трибологических и, прежде всего, порошковых материалов.
По рекомендации проф. Л. Н. Никольского доцент Б.Г.Кеглин переходит на двухгодичную работу в должности старшего научного сотрудника для завершения докторской диссертации. В 1982 году Б.Г.Кеглин успешно защитил в Ленинградском институте железнодорожного транспорта докторскую диссертацию на тему «Оптимизация межвагонных амортизирующих устройств» (диплом доктора наук ТН № 003465), в 1984 году ему присвоено ученое звание профессора по кафедре «Динамика и прочность машин» (аттестат профессора ПР № 011627 от 28.09.1984).
С 1983 года в связи с уходом из жизни проф. Л. Н. Никольского Борис Григорьевич избирается заведующим кафедрой «Динамика и прочность машин» и работает в этой должности до 2005 года, после чего продолжает работать на кафедре в должности профессора.
Под руководством проф. Б.Г.Кеглина кафедра продолжала развивать в учебной и научной деятельности традиции, заложенные Л.Н.Никольским. Расширялся лабораторный корпус для учебных и научных разработок в области динамики, прочности, усталости. Большое внимание уделялось развитию вычислительного оборудования; была создана специальная вычислительная лаборатория, которая вначале была при кафедре, а затем стала вычислительным центром института под шефством кафедры.
Много внимания уделялось связи кафедры и студентов с производством, прежде всего с Брянским машиностроительным заводом. Б.Г.Кеглин был одним из организаторов реализации в вузе на базе кафедры с 1987 г. целевой интенсивной подготовки студентов, по которой готовились кадры для различных структур завода по направлениям «Математическое и программное обеспечение инженерных расчетов», «Вагоностроение», «Подъемно-транспортные машины» и др. Система ЦИПС была поддержана Минвузом РСФСР и предприятием. В 1991 г. состоялся первый выпуск инженеров-исследователей по системе ЦИПС. Студенты специальности ДПМ активно привлекались к научно-исследовательской работе кафедры, регулярно участвовали в институтских, республиканских и всесоюзных студенческих конференциях и конкурсах. За успешное руководство студенческими научными работами проф. Кеглин Б.Г. был награжден дипломом МВ и ССО СССР и ЦК ВЛКСМ.
Профессор Б.Г.Кеглин с учениками
Проф. Б. Г. Кеглин является автором около 300 научных работ, в том числе 4 монографий, 28 изобретений, восемь из которых были внедрены, 50 отчетов о выполненных НИР по заказам предприятий, министерств и ведомств. Статьи Б.Г.Келина опубликованы в ведущих научно-технических журналах. Монографии Б. Г. Кеглина посвящены расчету и проектированию амортизаторов удара подвижного состава, широко используются инженерами-вагоностроителями. Под редакцией Б.Г.Кеглина регулярно издавались сборники научных трудов «Динамика, прочность и надежность транспортных машин». За разработку и внедрение поглощающего аппарата ПМК-110 Б. Г. Кеглин был награжден серебряной медалью ВДНХ.
В 1998 г. для реализации научных разработок кафедры Б.Г.Кеглин учредил ООО «Научно-производственное предприятие ДИПРОМ». На НПП «ДИПРОМ» при участии инженеров Бежицкого сталелитейного завода на базе аппарата ПМК-110 был создан поглощающий аппарат ПМКП-110, в котором используются полимерные упругие блоки, что позволило значительно повысить энергоемкость аппарата и его надежность. Аппарат ПМКП-110 – первый в мировой практике фрикционный поглощающий аппарат, не требующий предварительной приработки для получения нормативной энергоемкости. Сегодня эти устройства широко используются в железнодорожном транспорте.
Б. Г. Кеглин принимал активное участие в общественной жизни. В разные годы он являлся заместителем председателя совета по новой технике и председателем комиссии по внедрению ЭВМ в учебный процесс и НИР при Совете ректоров вузов г. Брянска, членом координационного Совета по динамике и прочности машин и Совета по триботехнике, в течение многих лет был членом специализированных советов по защитам диссертаций: по подвижному составу, динамике и прочности машин, триботехнике, технологии машиностроения и т. п. Б.Г.Кеглин являлся председателем секции городского совета НТО Машпром, председателем секции надежности и качества Совета по техническим наукам Брянского научного центра.
Неотъемлемой частью жизни Бориса Григорьевич был спорт. Он прекрасно играл в теннис, шахматы. Регулярно участвовал в межвузовских соревнованиях, занимая призовые места. Любил отдых на природе. Любимым местом отдыха у Бориса Григорьевича был студенческий лагерь «Сосновка».
Борис Григорьевич Кеглин был достойным продолжателем лучших традиций российской инженерной школы. Его отличали широкий кругозор, высокея культура общения, интеллигентность. Он пользовался заслуженным авторитетом у студентов, сотрудников вуза, в научных и инженерных кругах не только в России, но и за рубежом.
За многолетнюю научно-педагогическую деятельность Борис Григорьевич Кеглин неоднократно награждался почетными грамотами Минвуза РСФСР, дважды – дипломами Минвуза СССР, почетной грамотой Совета Министров СССР и ВЦСПС, грамотами и благодарностями администрации Брянской области, города Брянска, заносился на доску почета университета. В 2005 г. ему присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования», в 2010 г. – «Почетный железнодорожник ОАО РЖД».
В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации за заслуги в научной деятельности Б.Г.Кеглину присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации». В 2000 году он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.
Борис Григорьевич Кеглин скончался 2 октября 2019 г. в административном округе Берлина Шарлоттенбург – Вильмерсдорф.