Брянский государственный технический университет
"Брянский государственный технический университет"!
Валерий Анатольевич Камаев родился 30 мая 1940 в г. Омск. Его отец, Анатолий Алексеевич Камаев (1915 – 1908), профессор, доктор технических наук, в течение многих лет возглавлял кафедру «Локомотивостроение» Брянского института транспортного машиностроения (ныне Брянский государственный технический университет). Мать, Муза Ефимовна (1914-1997), работала инженером Министерства путей сообщения, позднее домохозяйка.
В 1957 г. Валерий окончил с серебряной медалью брянскую школу № 16 и поступил в Брянский институт транспортного машиностроения (БИТМ) на специальность «Локомотивостроение», который закончил с отличием в 1962 г. Во время учебы в институте был комсоргом факультета, участвовал в освоении целинных земель, за что в 1959 г. был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. В.А.Камаев занимался спортом, имел первый разряд по легкой атлетике, шахматам, вольной борьбе. С 1962 г. работал на Брянском машиностроительном заводе инженером, начальником бюро технических расчетов в отделе главного конструктора по тепловозостроению. Удостоен звания «Ударник коммунистического труда».
Валерий Анатольевич Камаев родился 30 мая 1940 в г. Омск. Его отец, Анатолий Алексеевич Камаев (1915 – 1908), профессор, доктор технических наук, в течение многих лет возглавлял кафедру «Локомотивостроение» Брянского института транспортного машиностроения (ныне Брянский государственный технический университет). Мать, Муза Ефимовна (1914-1997), работала инженером Министерства путей сообщения, позднее домохозяйка.
В 1957 г. Валерий окончил с серебряной медалью брянскую школу № 16 и поступил в Брянский институт транспортного машиностроения (БИТМ) на специальность «Локомотивостроение», который закончил с отличием в 1962 г. Во время учебы в институте был комсоргом факультета, участвовал в освоении целинных земель, за что в 1959 г. был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. В.А.Камаев занимался спортом, имел первый разряд по легкой атлетике, шахматам, вольной борьбе. С 1962 г. работал на Брянском машиностроительном заводе инженером, начальником бюро технических расчетов в отделе главного конструктора по тепловозостроению. Удостоен звания «Ударник коммунистического труда».
В 1964 г. поступил в аспирантуру без отрыва от производства на кафедру «Локомотивостроение» БИТМ, после первого года обучения перевелся на очное отделение. Во время учебы в аспирантуре работал по совместительству в должности младшего научного сотрудника. В 1967 закончил аспирантуру и защитил в Харьковском политехническом институте кандидатскую диссертацию на тему «Исследование вертикальных колебаний надрессорного строения железнодорожных экипажей с одноярусным подвешиванием на аналоговых вычислительных машинах» по специальности «Локомотивостроение» (диплом кандидата наук МТН № 032363 от 27.12.1967). С 1967 по 1973 гг. работал в БИТМ ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры «Локомотивостроение», доцентом кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные машины». В 1973 – 1974 гг. — старший научный сотрудник кафедры «Локомотивостроение» БИТМ, докторант кафедры «Прикладная механика» МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1973 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре «Детали машин и подъемно-транспортные машины» (аттестат доцента МДЦ № 080783 от 17.07.1973).
В 1975 г. В.А.Камаев избран заведующим кафедрой «Высшая математика». В 1981 г. перешел на работу доцентом, а с 1983 г. профессором кафедры «Локомотивостроение» БИТМ. Читал курсы: «Основы динамики машин», «Конструирование локомотивов», «Методы оптимизации», «Численные методы», «Моделирование», «Теория колебаний».
В 1982 г. в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта защитил докторскую диссертацию на тему «Оптимизация параметров ходовых частей, определяющих динамические качества железнодорожных экипажей» (диплом доктора наук ТН № 003248 от 9.07.1982).
В 1967-1983 г.г. основные научные работы В.А.Камаева посвящены оптимальному конструированию подвижного состава железных дорог. За это время получено свыше 25 авторских свидетельств, 8 из которых внедрены в производстве. Он занимался развитием методов стохастической динамики подвижного состава железных дорог, созданием теории и практики комплексного (физико-математического) моделирования железнодорожных экипажей. С 1975 г. В.А.Камаев проводит активные исследования в области САПР (заместитель руководителя САПР машиностроения программы САПР Минвуза РСФСР). В 1978 г. В.А.Камаев в составе коллектива награжден премией Совета Министров СССР за создание принципиально новой ходовой части тепловоза ТЭМ7. Под его руководством в БИТМ создан (1967-1973) центр моделирования, включающий несколько десятков аналоговых машин, серию стендов физического моделирования. В.А.Камаев является организатором ряда всесоюзных конференций по динамике подвижного состава железных дорог. Основываясь на собственном опыте изобретателя, начал активное сотрудничество по созданию и алгоритмизации методов генерации новых технических решений.
Во время работы в БИТМ В.А.Камаев избирался членом партбюро и профбюро факультета, председателем НТО института. Награжден знаками «Победитель социалистического соревнования» (1975), «Изобретатель СССР» (1975), грамотой НТО Машпром.
С 1984 г. Минвузом России переведен в Волгоградский политехнический институт на должность проректора по научной работе (Приказ МВ и ССО РСФСР от 22.12.1983 г. № 665-4) и заведующего кафедрой «Высшая математика». При его непосредственном участии вычислительный центр института и кафедры начали активно оснащаться современной вычислительной техникой. Как соруководитель программ Минвуза РСФСР — «АБД-инженер», «Целевая интенсивная подготовка специалистов» (ЦИПС) (1986-1989) В.А.Камаев в 1984-1989 г.г. заложил основы подготовки специалистов, том числе и высшей квалификации, по новым информационным технологиям, создал научное направление по концептуальному проектированию изделий и технологий, создавал по заказу Минвуза РСФСР автоматизированный банк данных по физико-техническим эффектам. Читал лекции по методам САПР, моделированию, методам оптимизации. В 1985 г. В.А.Камаеву присвоено ученое звание профессора. В 1990 г. профессор Камаев В.А. избран заведующим кафедрой «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования». Под его руководством сформирована научная школа по концептуальному проектированию и моделированию сложных неоднородных систем методами искусственного интеллекта. С 1999 г. под руководством В.А.Камаева формируется новое научное направление по прагматическому моделированию литейных процессов. С 2003 г. эти работы велись совместно с учеными из Горной академии г. Фрайберг (ФРГ). С 2002 г. В.А.Камаев возглавлял межвузовский коллектив по моделированию устойчивого развития Волгограда. Участвовал в выполнении международных проектов Темпус.
Под руководством В.А.Камаева были развернуты научные и научно-методические работы с рядом университетов Западной Европы, выполнялись хозрасчетные работы с предприятиями и университетом Бельгии.
В.А.Камаев широко известен как специалист в области математического моделирования и создания систем автоматизированного проектирования. В.А.Камаевым опубликовано более 600 научных трудов, в том числе 18 монографий, 20 учебников и учебных пособий, 60 авторских свидетельств и патентов. Под его руководством защитилось 11 докторов и 70 кандидатов технических наук.
С 1994 г. Камаев В.А. возглавляет совет по защите докторских и кандидатских диссертаций при ВолгГТУ. Одновременно является членом диссертационных советов при Астраханском классическом и техническом университетах. Член редколлегии журналов «Вестник компьютерных и информационных технологий», «Известия ВолгГТУ, серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информации в технических системах»», «Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии», «Journal of computer science and cybernetics» Вьетнамской академии наук. Профессор В.А.Камаев — действительный член академии информатизации образования, Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, Международной академии системных исследований. В 1915 г. профессор В.А.Камаев избран Почетным профессором БГТУ.
За активную общественную и научную работу Валерий Анатольевич Камаев неоднократно награждался грамотами университета, Министерства образования РФ. В 2000 г. В.А.Камаеву за многолетнюю научную деятельность и подготовку высококвалифицированных специалистов присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ», в 2011 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Награжден золотой и серебряной медалями ВДНХ. В 1976 - Премия Совета Министров СССР за участие в создании восьмиосного тепловоза ТЭМ7.
13 сентября 2016 года заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Валерий Анатольевич Камаев скончался.