К 110-му юбилею профессора Л.Н.НИКОЛЬСКОГО10.02.2023

13 февраля 2023 г. исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося ученого в области транспортного машиностроения, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора, основателя специальности «Динамика и прочность машин» в Брянском институте транспортного машиностроения (ныне – Брянский государственный технический университет) Льва Николаевича Никольского.

Л.Н.Никольский родился в г. Чите, трудовую жизнь начал в 1930 г. на заводе «Красный Профинтерн» (ныне – Брянский машиностроительный завод). В 1931 г. поступил на вечернее отделение БИТМа, и с тех пор почти вся его жизнь была связана с родным вузом. Окончив институт с отличием в 1937 г., он поступил в аспирантуру. Под руководством профессоров М.А.Короткевича и Е.Д.Гриневского Лев Николаевич включается в работу по созданию отечественного вагоностроения. В 1940 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Вопросы расчета кузова цельнометаллического вагона» и в октябре того же года был приглашен академиком Е.О.Патоном на работу в Институт электросварки АН СССР. Там, занимаясь исследованием сварных конструкций вагонов, Лев Николаевич впервые столкнулся с проблемой снижения ударных нагрузок, действующих на вагоны, которой он посвятил годы разработок.

Война прервала развернутые исследования в этом направлении, предстояла эвакуация БИТМа на Урал – в Нижний Тагил. Там Л.Н. Никольский возглавил кафедру технической механики, а с 1942 по 1949 г. был проректором по учебной и научной работе. За 3 года эвакуации под его руководством был выполнен ряд работ для нужд оборонной промышленности.

В 1943 г. были начаты исследования, над которыми Лев Николаевич и его ученики работали долгие годы: оценка ударных нагрузок, действующих на вагон, разработка устройств, снижающих эти нагрузки, – поглощающих аппаратов автосцепки. Задача крайне важная: соударения на сортировочных горках и в поезде приводят во многих случаях к повреждению вагонов и грузов, нанося огромный ущерб народному хозяйству.

В 1949 г. для решения этой проблемы Л.Н.Никольский был направлен в докторантуру секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР, а в 1952 г. успешно защитил докторскую диссертацию. Более 30 лет он возглавлял кафедру «Детали машин», с 1981 по 1983 г. – кафедру «Динамика и прочность машин» БИТМа.

Вклад профессора Л.Н.Никольского в развитие важнейших направлений науки о транспорте трудно переоценить. Им выполнен цикл работ по исследованию фрикционных процессов при нестационарном трении, которые позволили создать научные принципы проектирования амортизирующих устройств, обобщенные в монографии «Фрикционные амортизаторы удара». Другим направлением научной деятельности Л.Н.Никольского явилось повышение долговечности и надежности элементов подвижного состава. Им был разработан метод оптимизации параметров деталей и узлов машин по критерию усталостной повреждаемости, позволяющий создавать рациональные с точки зрения веса и размеров конструкции при обеспечении их высокой надежности. Под его руководством разработаны основные методы расчета деталей подвижного состава на прочность при малоцикловых нагружениях и случайных перегрузках.

Л.Н.Никольский уделял большое внимание созданию научной школы и подготовке высококвалифицированных научных кадров. Под его руководством были защищены 31 кандидатская и 4 докторские диссертации (Костенко Н.А., Кеглин Б.Г., Переяславец Л.А., Кузьменко А.Г.). Л.Н.Никольский – автор более 90 печатных научных трудов и 8 изобретений. Им написаны имевший большую популярность учебник для железнодорожных техникумов «Теория и расчетов вагонов» и учебники для вузов (в соавторстве) «Расчет вагонов на прочность», «Конструкции вагонов» и «Вагоны».

На основе разработанных Л.Н.Никольским научных принципов его школой был разработан ряд конструкций амортизаторов удара для пассажирского и грузового подвижного состава железных дорог. Резинометаллические поглощающие аппараты автосцепки Р-2П были отмечены золотой медалью ВДНХа и внедрены на пассажирском составе и электропоездах, а поглощающий аппарат ПМК-110А, отмеченный серебряной медалью ВДНХ, – на всех видах грузовых вагонов.

Лев Николаевич был членом ряда научно-технических диссертационных советов, а также экспертного совета ВАК, был награжден двумя орденами и 5 медалями, ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Жизнь Льва Николаевича прервалась 19 сентября 1983 года.

Научная школа, созданная Львом Николаевичем, получила широкое развитие не только на территории Российской Федерации, но и на всем постсоветском пространстве.

Светлая память о неутомимом исследователе, прекрасном педагоге, творце новой техники будет жить всегда в наших сердцах.

Вернуться к списку