Брянская научно-философская школа социально-техногенного развития мира

При Брянском государственном техническом университете развивается с 2002 г. нетрадиционное направление исследований по тематике социально-техногенного развития мира и жизни, основанное на значительном числе научных дисциплин. С самого начала формирования группы исследователей на общественных началах была образована по наименованию «Брянская научно-философская школа исследований социотехноприродных процессов и социально-техногенного развития мира». Речь, конечно, шла об интегрированных процессах. Школа изначально базировалась на междисциплинарных исследованиях, но ее отделяло от массы подобных в мире исследований то, что в основе множества используемых дисциплин ее цементирующим ядром выступала философия. Исследования были связаны сначала с подготовкой кандидатов и докторов философских наук из числа специалистов разных научных направлений. Это позволяло бы научным руководителям подбирать соответствующие темы для решения наиболее важных глобальных и иных социоприродных проблем и исследований интегрированных социотехноприродных процессов на всех стадиях подготовки и написания диссертаций. Участников школы изначально интересовали такие вопросы и проблемы, которые определяют развитие земного мира в настоящую эпоху и не были даже поставлены в свое время Римским клубом. Тот опирался на достижения видных ученых мира и подбирал далее таковых для решения задач глобального характера и параллельно получал для своей деятельности пожертвования меценатов. Процесс становления Брянской школы строился на доверии к ее организатору профессору Э.С. Демиденко, выпускнику этого технического вуза, ставшим впоследствии видным социологом-урбанистом в СССР, а затем и социальным философом. Тем не менее, его исследования в области глобальных процессов и проблем не поддерживались в Брянском госуниверситете, где он работал с 1984 по 2007 гг., хотя им немало исследований было проведено по городскому развитию и социальным вопросам радиационного загрязнения в Брянской области по заданиям МЧС и Минобрнауки.

Организатором школы стал Демиденко Эдуард Семенович [4], окончивший в 1954 г. школу с серебряной медалью на Украине и в 1959 г. – Брянский институт транспортного машиностроения (ныне – БГТУ). К этому времени он прошел значительный жизненный путь: работа на Пермском заводе авиадвигателей, общественной (в Перми и Калининграде) и преподавательской работе в Брянске. Учеба в Москве - Высшей партийной школе и Академии общественных наук при ЦК КПСС с защитой кандидатской диссертации по социологии урбанизации, докторской в МГУ – по политике городского развития. Руководитель и соруководитель более 20 исследований по городской и социально-экологической тематике.

К этому времени он был известен в СССР и России как теоретик мировой урбанизации [5] и социальный эколог. Избран действительным членом Российской Экологической Академии (1995), Международной Академии информатизации и ряда других. В 2011 г. Э.С. Демиденко ставит перед Российской Академией наук вопрос о подключении к таким исследованиям большинства академических институтов, поскольку некритическое увлечение экологической проблематикой в мире, когда погибает биосфера, упускает вопросы социально-техногенного развития жизни и смены эволюции жизни от биосферно-биологической к социотехнобиологической с потерей в ближайшие два столетия почвенного покрова, а с ним и биосферной природы. В итоге в Институте философии РАН в 2011-2012 годах ценность таких междиcциплинарных исследований была подтверждена специальной межпредметной комиссией, а затем в 2014 г. в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) необходимость работы в этом направлении была обоснована двумя конференциями экспертов с повесткой «Антропо-техногенная деградация биосферы: есть ли выход из кризиса». По итогам конференций был издан ИНИОН РАН сборник выступлений [6]. Впоследствии при поддержке РАН и Отделения общественных наук РАН в Брянском государственном техническом университете проводятся две международные междисциплинарные конференции по фундаментальным и прикладным проблемам современного социально-экономического и экономико-экологического развития «Экономика в условиях социально-техногенного развития мира» (2016, 2017). На конференциях обсуждаются те экономико-экологические проблемы современного общественного развития, которые пока мировая наука не исследует. Среди них – коренные изменения биосферного развития в условиях, когда рыночно-ориентированный общественный организм берет на себя многие природотворческие функции, не считаясь с законами развития биосферы; смена эволюции жизни на планете и др. [59; 60].

За 15 лет школой, в которую входит сейчас 8 докторов и 5 кандидатов наук, был проведен большой объем научно-исследовательских работ, притом на общественных началах. Тем более по острейшим глобальным вопросам и проблемам, которыми не занимается организованно никто в мире, ограничиваясь всего лишь проблематикой экологии. Ученые научной школы издали в 2002-2017 гг. 50 монографий, учебных пособий и сборников научных работ, более 100 статей в центральных журналах, 300 статей в других изданиях. 20 монографий и книг получили признание видных специалистов на различных конкурсах в России. В целом более 40 раз ученые становились победителями и лауреатами Всероссийских и региональных конкурсов, посвященных развитию науки, техники и иных инноваций: в Москве, Сочи, Брянске, Калининграде и других городах. Основными работниками школы являются ученые философских, технических, экономических, биологических и исторических наук: доктора наук – Э.С. Демиденко, Е.А. Дергачева, А.В.Корсаков, В.В.Мирошников, Н.В. Попкова, А.Ф. Степанищев, Ю.Т. Трифанков, А.Ф.Шустов, кандидаты наук – В.Г. Горбачев, Н.Н. Лапченко.